Румынское вязание и румынские кружева: а Вы пробовали?..
Старостина Е.Е. и Хартуков Е.М.
Румынское кружево - народное творчество Румынии. В наше время это кружево не очень распространено, но красота и неповторимость его - непроходящи. Иногда это кружево называют также шнурковым. С самых древних времен украшение жилья, дома, квартиры составляло и составляет основную работу женщины по дому. Вышивка и кружева столетиями украшали как жилище, так и одежду. Скатерть, детали одежды, декоративный мотив под вазу или деталька на ночник в детскую, – всё это мастерицы-хозяйки делали своими руками из самой различной пряжи. Дома ткали полотно и красили нитки и шерсть для работы. Сегодня для выполнения таких работ можно использовать самые разнообразные материалы и ткани (лен, поплин, шерсть и др.), а также цветные нитки для вышивания (мулине, хлопок и др.).
Процесс сборки румынского кружеваКак создаётся румынское кружево? Задумывались, я думаю, многие. Вот основные этапы его сборки. Первое – это рисунок. Рисуем любой фантазийный узор и сверху покрывает всё прозрачной плёнкой, чтобы в процессе работы узор не стёрся и мы не испачкали саму работу. Второе – это шнур «гусеничка». Выкладываем из него рисунок и прочно крепим на нашем планшете. Планшет может быть из толстого поролона, из пенопласта и т.д., главное, чтобы булавки иголки не прокалывали его насквозь. Можно вместо иголок-булавок просто приметать весь шнур по рисунку. Тогда главное, чтобы нитки , которыми мы примётываем, не красились и не оставляли пятен на шнуре. Третье – подбираем узоры для прошивки элементов. Четвёртое – выполняем прошивки, в соответствие с рисунками. И, наконец, пятое – аккуратно отпарываем ставшую ненужной основу. Рабочая основаДля создания румынских кружев нужна временная рабочая основа (гобелен), которая традиционно выполняется на специальном полотне (канве), иногда – на простом (без узора) нейлоновом тюле-сетке. Сочетание цветов в декоративном узоре подчёркивает природные, естественные формы узоров – это может быть букетик полевых цветов, гирлянда из маргариток, композиция из маков или яблоневых цветов. |
![]() |
Образец, который рекомендуется выполнять на густом полотне, не следует делать на редком, и наоборот. В некоторых случаях образец можно выполнять на полотне из серого неотбеленного льна. Ткань замачивается в горячей воде, далее ее сушат и тщательно отглаживают, чтобы она после вышивки не дала иной усадки. Выполненный на такой ткани гобелен – мелкий, и смотрится очень красиво.
Для вышивки необходимо использовать нитки, которые не скатываются, лучше всего мулине. В исключительных случаях можно пользоваться шелковыми нитками или штопкой. При выполнении образца очень важно подобрать разнообразную гамму цветов. Количество нитей мулине выбирается в зависимости от вида ткани и рисунка. Например, на сером льняном полотне вышивают двумя нитками мулине, на густой нейлоновой ткани – тремя, а на редкой – четырьмя нитками. То есть, подбирается уже по вашему вкусу, чтобы рисунок смотрелся достаточно плотно и аккуратно, иначе он не будет гармонировать с шнурковыми элементами.
Для гобелена нужна специальная игла с удлинённым ушком. При отсутствии таковой используют несколько обыкновенных игл (по одной для каждого цвета). Иглы держат в специально изготовленной подушке из плотной ткани. Сейчас в продаже в магазинах товаров для рукоделия есть самые разные подушечки для иголок, их можно крепить на палец, как колечко, можно крепить на запястье, как браслет. Каждая мастерица может выбрать для себя удобный вариант для работы с большим количеством игл.
Готовый шнур нашивают на ткань, где отпечатан рисунок. Ткань может быть отбеленной или ранее использованной, важно, чтобы она была прочной. Прежде использованную ткань рекомендуется заранее подкрахмалить. Для выполнения данной работы необходимы швейные иглы, маленькие ножницы, сантиметровая лента, тонкие вязальные крючки (диаметром 0.6, 0.7 и 1 мм) и напёрсток.
![]() |
Перевод рисунка на полотноДля перевода рисунка на полотно существует несколько общепринятых методов. Основным и более удобным из них является перевод с помощью копировальной бумаги. После того, как рисунок модели полностью нанесен на кальку, нужно подготовить полотно для перевода модели - оно обязательно должно быть со всех сторон больше, чем площадь модели, на 6-8 см. Когда полотно подготовлено, нужно сделать обработку на сторонах без кромок. После этого полотно замачивают в воде, затем тщательно проглаживают. Берем копировальную бумагу (желательно НЕ чёрного цвета, так как чёрная копировальная бумага безнадежно пачкает ткань; желательно использовать копировальную бумагу, продающуюся в специализированных магазинах рукоделия), следы которой потом легко вытираются тампоном из ваты. Натягиваем полотно, на него накладываем копировальную бумагу красящей стороной на всю площадь материала, чтобы был охвачен весь рисунок. Затем кальку с нанесенным рисунком, копировальную бумагу и полотно скалывают по краям и в середине булавками с головками и хорошо отточенным карандашом переводят контур рисунка с кальки. |
Булавки снимают, за исключением двух (на верхних углах справа и слева от модели), снимают копировальную бумагу и сверяют модель с рисунком, нанесенным на полотно. Если переснялась не вся модель, снова вставляют копировальную бумагу (столько листов, сколько необходимо), проверяют точность накладывания. Если же рисунок переснялся полностью, легко стирают полотно в воде с добавлением уксуса или медицинского спирта, а затем – во второй воде, с добавлением крахмала. Хорошо нагретым утюгом гладят слегка просушенное полотно прямо по лицевой стороне (по рисунку), чтобы рисунок не пачкался, и по прямой нитке полотна, чтобы рисунок не исказился.
Приметывание шнураДля каждого рисунка уточняется необходимый шнур, примерная его длина, а также место, где он закрепляется. После выбора модели следует внимательно прочесть ее описание. Затем начинают приметывать шнур на ткань по контуру нанесенного рисунка. Для этого используют вспомогательную нить желтого, зеленого, голубого или других неярких цветов. Нежелательно использовать белые или кремовые нитки, чтобы не спутать их в конце работы с основной нитью шнура при снятии изделия с полотна. Для приметывания шнура не подходят также нитки темных тонов, так как при стирке шнур может окраситься. Чтобы изделие не деформировалось, шнур приметывают к полотну очень плотно. При обрезке нужной длины оставляют 2-3 мм запаса шнура, чтобы соединительный шов не был заметен. После обрезки шнура соединяют его концы, при этом накладывание концов шнура один на другой не допускается. Вязаный крючком шнур-гусеничка является основой для выполнения румынского кружева (шнурковое или пуанляс). Шнурковое, потому что при создании этого кружева используют различные шнуры, которые выкладывают по выкройке. «Паунляс», кстати, тоже значит «шнурковое кружево» от английских слов point (точка, носок, шнур) и lace (позумент, галлун, кружево). Одним из распространенных шнуров, который используется при создании румынского кружева – шнур-гусеничка. Благодаря своей эластичности этот шнур так же очень часто используют в наборном гипюрном и ирландском кружевах. А как он вяжется, если не знаете, см. на рисунке справа. Второй тип шнура – «широкая гусеничка». Вяжется она по такому же принципу, что и простая гусеничка. Отличие состоит в том, что простая гусеничка вяжется на двух петлях, а широкая – на трёх. Перед тем как вывязать две боковые петли вместе, провязывается простой столбик за обе стенки (переднюю и заднюю). В принципе, этих двух шнуров достаточно для выкладывания самого рисунка. Для обвязки готового изделия можно использовать любые ажурные шнуры. |
![]() |
Румынское кружево – красивый вид рукоделия, требующий, правда, усидчивости. Но если научиться вязать румынское (шнурковое) кружево, то можно создавать бесподобные вещи.
![]() |
![]() |
![]() |