Разновидности пряжи по способу окрашивания. Часть1
Сегодня прилавки специализированных магазинов и страницы интернет площадок пестрят разнообразием оттенков и ярких цветовых гамм различных типов пряжи. Причем, выбрать из этого разнообразия иногда достаточно трудно, поскольку далеко не всегда мы имеем представление о том, как тот или иной окрас ляжет в готовое изделие. И это характерно не только для начинающих, но и для вполне опытных вязальщиц: современные технологии, применяемые в производстве пряжи, каждый год нам предлагают что-то новое.В этой статье мы остановимся на нескольких вариантах окраса пряжи как натуральной, так и смешанной или синтетической. Коснемся мы не только тех образцов, которые можно найти в нашем интернет магазине, но и предложений, присутствующих на Российском рынке в целом. Итак, говорим о способах окраса пряжи. |
![]() |
![]() |
Различают два основных типа окрашивания пряжи – природными (натуральными, или естественными) и искусственными (синтетическими) красителями.К природным красителям относятся выжимки (отвары) плодов, листьев, стеблей или корней отдельных растений (например, свекольный бетанин, экстракт паприки, отвар луковой чешуи, куркумин, шафран, хлорофилл, мареновый ализарин, антоцианы и т.д.), а к искусственным (включая пигменты) – продукты химии и нефтехимии (такие как анилин, фуксин, мовеин, синтетический индиго и т.п.). Природные красители делаются из экологически чистого сырья, и вязаные изделия, сделанные из пряжи, окрашенной натуральными красителями, не дают аллергических реакций, чего не скажешь об синтетических красителях: часто такая пряжа не совсем комфортна для тела и годится только для верхней одежды. |
Главный недостаток красителей на натуральной основе в том, что при крашении пряжи они производят обычно не очень насыщенные цвета. А если при этом не использовать закрепители, то цвета таких вязаных изделий со временем и вовсе становятся блеклыми. Пряжа, окрашенная при помощи синтетических красителей, напротив, может иметь самые яркие оттенки. Но есть фирмы, как, например, в случаях с японской фирмой «Норо», уругвайской «Малабриго» или шотландсой «Шиласдейр», которые успешно используют натуральное сырье и получают при этом весьма яркие и устойчивые цвета.Теперь поговорим о том, какие виды пряжи по способу окрашивания распространены на своременном международном рынке.
Однотонное (гладкое, или ровное) окрашиваниеЭто обычный способ крашения, когда пряжа равномерно окрашивается в один цвет. Такую пряжу иногда называют ровницей, хотя это не совсем правильно. На самом деле ровница - это промежуточный продукт при производстве пряжи. Другими словами, это слабоскрученная нить, полуфабрикат, из которого в дальнейшем и получается конечный продукт. Что же касаетя однородно окрашенной пряжи, то это - классический вариант, который подходит для абсолютно любого вязания (в зависисмотси от состава). Следует отметить, что не смотря на обилие различных модных окрасов, применение новейших технологий (как, например, принтование) именно однородно орашенная пряжа сегодня является наиболее популярной. Причина здесь не только в том, что такие нитки будут дешевле каких нибудь модных фантазийных, но и в универсальности: однотонную пряжу часто комбинируют между собой, с различными многцветными, используя ее как основу. Кстати, многие именитые производители в своих коллекциях тона подбирают таким образом, что два-три рядом расположенных оттенка (в цветовой палитре) чудесно подходят для вязания в одном изделии. |
![]() |
![]() |
Секционное крашениеЭто такой способ окрашивания пряжи, при котором нить красится её отдельными частями (секциями). По-английски – это «пулинг» (pooling), а в народе пряжу, окращенную этим способом, часто называют «секционкой». Как понятно из названия, эта разновидность пряжи получается путем окрашивания нитей в разные цвета секциями. Технология весьма похожа на деграде (см. ниже), но в отличие от нее в секционной пряже используются более контрастные переходы и различные цвета, а не просто оттенки. Иногда производители одному цвету отдают предпочтение, делая оркашенные из него участки более длинными. В этом случае в готовом изделии будет превалировать наличие именно этого цвета. Наиболее равномерно распределение цветов в при вязании секционной пряжей заметно тогда, когда будете вязать одним целым полотном. Очень важно при вязании больших изделий соблюсти переход от клубка к клубку, иначе будет заметен резкий переход от одного цвета к другому. Рекомендуется для таких вещей, как полувер, кофта или жакет искать секционную пряжу в больших мотках, чтобы одного хватило полностью на перед или спинку. Рукава же в этом случае рекомендуется вязать вкруговую, безшовным способом. Так же важно следить за тем, чтобы в клубках, из которых вы вяжете, последовательность цветов была одинаковой: бывают ситуации, когда чередование в двух разных клубках обратное. В этом случае будут проблемы при вязании. В видео, которое мы предлагаем просмотреть ниже, уделено внимание двум видам пряжи - секционной и меланжевой. И это не спроста: очень часто неопытные вязальщицы их путают. |
Окраска «деграде» или «омбре»?..Пряжу деграде (от франц. смягчение) некоторые производители называют омбре (на латыни – тень). Поэтому, если Вы встретите продукцию разных брендов с такими названиями, – это один и тот же способ окраски. Для него характерны мягкие переходы одного цвета в различные оттенки, например, от светло-голубого к тёмно-голубому, от ярко-красного к бардовому. Причём в пряже нет явной границы цветов – всё это делается плавно и еле заметно. Отсюда, собственно, и название. Ярких представителей такой пряжи можно найти и в нашем интернет-магазине в коллекции фирмы Lang Yarns, а именно – серию Sol Degrade. Стоит отметить, что внешний вид готового изделия (или полотна) полностью находится в зависимости от длины окрашенных в один тон сегментов. При подборе пряжи деграде следует обращать на это внимание, чтобы в результате переход цвета из оттенка в оттенок не продолжался на протяжении, например, всей спинки или полочки. Помните: чем короче переход, тем заметнее и интереснее будет изделие. Правда, слишком короткий переход – это тоже не совсем хорошо: полотно получится слишком пёстрым. Однако на практике вывязывания изделий, например, японская фирма «Норо» не всегда следует этому общему правилу. |
![]() |
Пряжа мулинеЭтот тип пряжи часто ошибочно называют меланжевым, хотя на самом деле они отличаются друг от друга. То, что на самом деле называется мулине, получают обычно в процессе скручивания различных ниток разных цветов и больше относится к типу пряжи, а не способу окрашивания. Их может быть как две, так и более – тут важен сам принцип. Меланж же можно получить как при смешивании нитей разных цветов, так и путем окрашивания пряжи короткими секциями. Более того, нитки, используемые в производстве пряжи мулине, могут иметь даже разную толщину, но за счет скручивания готовая пряжа все равно равномерна по всей длине – без утолщений. Данный тип пряжи неплохо подходит для использования в вязании техниками, в результате которых получаются узорчатые ткани – жаккард, ленивый жаккард, интарсия (техника вывязывания рисунков из нескольких клубков разноцветной пряжи, определенным образом между собой соединяющихся), поскольку мулине весьма неплохо смотрится в сочетании с однотонной пряжей. Кстати, жаккард - разновидность принтовой окраски пряжи, при вязке которой полотна заданной ширины проявляется однотипный, повторяющийся рисунок, имитирующий жаккардовую ткань, и как правило такого эффекта можно добиться при вывязывании носков или маленьких изделий, например джемперочков для детей. Этот тип окраса характерен для т.н. носочной пряжи. |
А вот при вязании рельефных узоров следует выбирать пряжу мулине с таким расчетом, чтобы цвета нитей, используемых в ней, как можно меньше контрастировали между собой. В этом случае узор будет более заметным и объемным. Стоит отметить так же, что у некоторых производителей можно встретить пряжу, в которой мулине делают из секционно окрашенных нитей. Если Вы решили попробовать вязать из такой необычной пряжи, при работе обращайте внимание на расположение окрашенных участков в изделии, чтобы получить максимально красивый и гармоничный результат.